Оценка видимости бренда в ответах нейросетей: шторм, вариативность и постоянное изменение ответа ИИ, что делать? — Пиксель Тулс

Как продвигаться в нейросетях, ведь ИИ-ответ всё время меняется?!

Дмитрий Севальнев
Евангелист проекта «Пиксель Тулс»

Действительно, ответ нейросети меняется буквально при каждом повторном запросе. Можно ли тогда продвинуться в ИИ? И если да, то как правильно отслеживать результаты?

Ключевой вопрос — что мы далее делаем с этими результатами и как их используем для бизнеса? В большинстве случаев нам нужно принять управленческое решение, а их бывает всего три:

1. Оставить как есть = ничего не делать.

2. Усилить = что-то начать делать для улучшения видимости бренда в ответе нейросети на этот промпт.

3. Ослабить — как-то повлиять со знаком «минус». Тут это вряд ли нам пригодится.

Итого, все ответы нужно анализировать, чтобы выбрать из 2 вариантов: что-то делать или оставить как есть. Исходя из этого мы и будем смотреть на «проблему» вариативности (изменения) ответа.

Выбор из 3 вариантов, как в Матрице

Принимаем решение

Оставить как есть или усиливать наше присутствие?

Зависит от динамики и наших амбиций. Самое удивительное — то, что вариативность ответа по отдельному промпту не вносит существенных изменений в наше решение, так как:

— Вариативность происходит вокруг «среднего» значения.

— Изменения усредняются по десяткам промптов и также стабилизируют показатели.

Аналогии с опросами, рекламой и результатами выдачи

1. На самом деле выдача Яндекса и Google тоже всё время меняется и также персонализирована. То есть, каждый пользователь уже с 2011 года (алгоритм «Рейкьявик») видит свою выдачу.

Это не сильно мешает анализировать позиции своего сайта и конкурентов и принимать управленческие решения. В панелях вебмастеров значения позиций из-за этого и нецелые.

Не целые позиции в панели вебмастера и персонализация

2. А самая близкая аналогия — это опросы целевой аудитории (ЦА). То есть, если вы зададите одному и тому же человеку один и тот же вопрос, то он 10 раз из 10 ответит немного иначе.

— То вспомнит, как звали того режиссёра, который попал в кино благодаря Октябрьской революции, а то нет.

— То припомнит, где покупал последний раз незамерзайку для автомобиля, а то и нет.

Именно такой «представитель ЦА» и есть типичная нейросеть.

3. Рекламные объявления (и Директ тоже) меняются и при повторном запросе, и от пользователя к пользователю, что связано с многочисленными корректировками ставок по аудиториям, полу, возрасту, погоде и прочим показателям.

Корректировки ставок в Директе

Разбираем на примере

1. Возьмём проект и набор из 39 промптов в нём.

2. Посмотрим последовательно 3 ответа нейросети на один и тот же запрос [Какие российские банки самые надёжные и дают лучшие условия по вкладам?].

3. Что видим? Нас будет интересовать часть ответа про сами банки, хотя ответ меняется очень сильно.

3 разных ответа нейросети по 1 промпту подряд

4. Выводы по этим 3 ответам:

Всего уникальных банков: 12 (ПСБ = Промсвязьбанк; Т‑Банк = Тинькофф; МКБ = Московский Кредитный Банк; «Кредит Банк Москвы» трактуем как МКБ).

Встречаются во всех трёх ответах (3 из 3): 10 из 12 = 83,3%.

  • Сбербанк
  • ВТБ
  • Газпромбанк
  • Россельхозбанк
  • Промсвязьбанк (ПСБ)
  • Альфа‑Банк
  • Тинькофф (Т‑Банк)
  • Совкомбанк
  • МКБ (Московский Кредитный Банк)
  • Росбанк

Встречаются в двух ответах (2 из 3): 0%.

  • нет

Встречаются один раз (1 из 3): 2 из 12 = 16,7%.

  • Райффайзенбанк
  • ЮниКредит Банк

То есть, ответ варьируется, но ряд банков (ядро) — сохраняется.

Вариативность может быть и сильно выше, но когда мы усредняем по большому числу промптов, то тренд и общая картина меняются не сильно.

Иллюстрацию с вкладки «Конкуренты» из модуля AI-проектов Пиксель Тулс.

График Конкурентов в модуле AI-проектов Пиксель Тулс

И это всего по 39 промптам, если же взять большую выборку — графики будут ещё менее волатильными.

  • Виден лидер.
  • Видны растущие и падающие бренды.
  • Игроки не меняются местами каждый апдейт.

Выводы

  1. Вариативность ответа нейросети мешает анализировать присутствие бренда и конкурентов по тем промптам, которые интересуют бизнес, но не очень сильно.
  2. Аналогичная ситуация наблюдается и по результатам выдачи, и по рекламным объявлениям, и в целом в опросах ЦА.
  3. Для получения более объективной картины, необходимо расширять список промптов до тех пор, пока колебания видимости не станут комфортными. Лидер и аутсайдеры не должны меняться местами каждый апдейт, колебания должны носить плавный характер.
Рейтинг FAQ
5 (6 оценок)
Задайте вопрос или оставьте комментарий
Проверьте видимость бренда и сайта в нейросетях
Узнайте, как ваш бренд представлен в ИИ — включая ChatGPT, ЯндексGPT, DeepSeek и другие. Получите мгновенный анализ упоминаний, тональности и конкурентов — это новый подход к управлению узнаваемостью в эпоху нейросетей.
Проверить видимость в ИИ